Ольга Сумская: «На истории Роксоланы воспитывается патриотизм»

620true dots topright 420true false 400http://bulbanews.ru/wp-content/plugins/thethe-image-slider/style/skins/frame-white
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide3
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide7
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide2
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide10
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide1
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide4
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide5
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide6
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide8
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide9
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide11

Турецкий телефильм «Великолепный век», посвященный жизни и любви турецкого султана Сулеймана и его наложницы Роксоланы, стал самым обсуждаемым и бьет рейтинговые рекорды. В Турции его критикуют и пытаются запретить, в то время как в славянской Европе началась настоящая «роксоланомания». С января 2012 года сериал начали показывать и в России, но некоторые российские фанаты даже учат турецкий язык, чтобы смотреть любимый сериал в оригинале.

Сейчас сериал о Роксолане — «Великолепный век», показывают на телеканале «Домашний» (Россия) и «Бульба NEWS» побеседовала с первой исполнительницей роли Роксоланы в одноименном украинском сериале 1997 года, народной артисткой Украины Ольгой Сумской.

В средние века татары год за годом опустошали города и села Украины, забирая тысячи трудоспособных невольников в плен. Стариков и детей при этом уничтожали — они не могли преодолеть долгий тяжелый путь до Крыма, где находились большие невольничьи рынки. Безжалостные ловцы людей убивали всех детей, чей рост был меньше высоты колеса телеги.

Пленников гнали через всю Южную Украину в Каффу (современная Феодосия). Многие гибли от болезней, лишений, голода и измождения, а самых выносливых продавали на большом невольничьем рынке.

Среди них оказалась и Настя Лисовская – дочь священника из городка Рогатин на Галичине (ныне Ивано-Франковская обл.). Пораженные ее красотой купцы, вместе с другими невольницами отправили её по морю в Стамбул. В столице Османской империи красивую украинку приметил великий визирь Рустем-паша, пожелавший подарить её самому султану Сулейману I. В результате «Роксолана» — именно так называли всех выходцев из Украины, оказалась в гареме турецкого султана.

Могущество Сулеймана Великолепного простиралось на территории трех континентов – Азии, Африки и Европы, включая в себя более 30 стран. Лишь перед одним не смог устоять могущественный завоеватель: незаурядный ум, смелость и открытость прекрасной Хуррем (как прозвали Роксолану в гареме) навеки покорили его сердце. Роксолана стала единственной женщиной как в сердце султана, так и подле его трона. На протяжении 40, лет вопреки турецким законам и исламским канонам, ее полномочия были приравнены к возможностям самого султана, над которым бывшая наложница имела колоссальную власть. По тем временам это было неслыханно! Период ее правления открыл новую эпоху в истории Турции – эпоху «женского султаната».

Ее ненавидели и превозносили, ее власти боялись, а пред умом преклонялись, о ее политических интригах ходили легенды, а ее стихи пополнили культурную сокровищницу Османской империи. До сих пор один из районов Стамбула носит ее имя – Хасеки, что значит «милая сердцу». И конечно же, именно Роксолана положила конец разорению украинских земель.

Ольга, турецкий телепроект «Великолепный век», посвященный жизни Роксоланы, бьет рейтинговые рекорды. А у украинских режиссеров не было желания снять ремейк?

Ну, во-первых, нужно понимать, на какие деньги снимать – у нас ведь сейчас мало что снимается. А во-вторых, сериал очень популярен и в том формате, который есть. И хорош даже сейчас, ему ведь не так много лет – премьера прошла в 1997-м.

Ходят слухи, что украинский телесериал «Роксолана» собирается приобрести турецкое телевидение…

Сейчас идут переговоры с представителями одного из крупнейших турецких телеканалов о покупке нашего сериала. Уж очень он им понравился. Но почему-то никак не может договориться украинская наша сторона. Как собака на сене: и сам не гам, и другому не дам.

Наверное, непросто было снимать такой масштабный телепроект в те годы?

Если бы вы знали, как непросто! Бюджет составлял всего 450 000 долларов за все 26 серий, но мы вписались в эту смету. Мне кажется, это героический поступок. Сейчас, спустя годы, этот фильм, можно сказать, вошел в историю. Все-таки первая часть сериала была снята на пленку и смотрится очень достойно. Потом уже было снято продолжение, всего у фильма 56 серий.

Так в чем же его секрет?

Эта тема сама по себе легендарна – как по своей глубине, так и по содержанию. Поэтому сериал интересен людям разных поколений. На нем можно воспитывать чувство патриотизма – то, чего сегодня катастрофически не хватает, кино ведь обладает величайшей идеологической силой. Жаль, что о морали сегодня мало кто думает, в последнее время очень мало появляется по-настоящему душевных фильмов, в основном торжествует голливудский подход, касса.

Где вы снимаетесь сейчас?

В последнее время я была задействована в съемках мелодрамы под названием «Мама, я летчика люблю». Сценарий фильма какое-то время лежал в творческом столе нашего именитого украинского режиссера Юрия Ильенко, который очень хотел снимать эту романтическую историю, но не суждено было… К сожалению, его уже нет с нами. Сейчас над фильмом работает замечательная команда под руководством режиссера Александра Игнатуши. Смеем надеяться, это будет достойное кино. Мы уже вошли в завершающий период. Очень хочется успеть к маю-июню – фестивальному времени, чтобы привезти его и в Россию.

То есть можно сказать, что украинское кино начинает возрождаться?

Не можно, а нужно! Давайте об этом говорить – и говорить громко, во всеуслышание. Две награды на Каннском фестивале (короткометражные фильмы «Кросс» Марины Вроды в 2011 году и «Подорожні» Игоря Стрембицкого в 2005-м. – Ред.) о многом говорят. Есть в украинских городах таланты, нужно просто в них поверить и вдохновить. И в первую очередь необходимо развивать авторский жанр, ведь именно с него начнется возрождение. Да, для этого нужна внутренняя свобода и доверие к нашим молодым талантливым режиссерам. Помните, как сказал Ромен Роллан: «Творить, чтобы убивать смерть». Дайте украинским мастерам или пока еще начинающим молодым художникам-кинематографистам возможность для старта, и они покажут.

Я восхищаюсь Людмилой Марковной Гурченко, с которой имела честь быть знакомой, светлая ей память. Однажды на церемонии, когда она привозила к нам свой фильм «Пестрые сумерки», Людмила Марковна со сцены заявила: «Вот артистка Сумская! Режиссеры, ролей ей, только роли! Мечтать, влюбляться и творить».

Эти слова навсегда поселились в моем сердце. Мечтать, влюбляться и творить – вот что нужно украинскому кинематографу.

С российскими режиссерами вы тоже сотрудничаете?

Да, но в основном это сериалы. Такая жизнь абсолютно типична для современного артиста. Мой послужной сериальный список достаточно объемен. Это, конечно, не полнометражное кино, но яркие образы встречаются. Как не вспомнить француженку Элен Гарднер, которую мне довелось сыграть в сериале «Воротилы» режиссера Дмитрия Черкасова. Очень запомнилась работа в сериале режиссера Алексея Рудакова «Я тебя никогда не забуду», который вышел на экраны в прошлом году. В нем я работала с замечательными актерами – Юлей Снигирь, Сережей Астаховым.

Не могу не вспомнить работу с Натальей Бондарчук, которая доверила мне образ Мадам Фаталь – роковой женщины Николая Гоголя в фильме «Гоголь. Ближайший». Невероятная история сопутствовала этой роли. Этот же образ мне довелось сыграть еще в начале своей актерской карьеры, в 16 лет, в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголя тогда играл Олег Янковский. Это был, конечно, невероятно интересный опыт. Давненько было, но тем не менее дважды сыграть Мадам Фаталь не каждому удается в актерском мире.

А кого еще хотелось бы вам сыграть?

По-доброму завидую Богдану Ступке, поскольку он сыграл практически всех гетманов и легендарных исторических персонажей. Я тоже обожаю исторические форматы, это моя страсть. Роли-эпохи – вот что привлекает меня, ведь это такое внутреннее богатство, особая энергетика.

Например, княгиня Ольга – совсем нераскрытый персонаж, о котором снято не так много фильмов. До нашего времени о ней дошли только легенды, но представьте, какой силы характер был у этой женщины. Она обладала невероятным авторитетом, фактически это она «пробила» окно в Европу, была носителем христианства. Великая женщина, стоявшая у истоков образования силы и мощи государства, невероятно сильная как политический лидер, с очень мощной энергетикой. Все эти элементы ее характера – характера женского – очень интересно сыграть. Сейчас таких женщин не хватает в политике, их очень мало как в России, так и в Украине.

По-моему, Маргарет Тэтчер как-то сказала: если женщина смело управляет домом, она так же смело может управлять государством. Ведь женское сердце всегда неравнодушно к тому, что окружает нас, не правда ли? Мне это интересно, потому что я тоже очень активна в социальной жизни.

Я даже изготовила куклу княгини Ольги к акции «Скрытые таланты известных людей», которая недавно у нас проходила. Куклу в метр ростом одела в натуральный бархат, украшенный мехом соболя и норки, вручную расшила шапочку. Кукла получилась как живая, она сейчас стоит у меня в гостиной, и когда я утром захожу туда, всегда здороваюсь: «Доброе утро, княгинюшка!» Можно же артисту помечтать! (смеется) Вот бы снять о ней достойное кино, да еще, может, совместно с Европой, с Россией, вот это была бы сила.

А как же театр?

Я же актерский ребенок, родившийся буквально за кулисами львовского театра имени Марии Заньковецкой. Когда мои родители, известные актеры Вячеслав и Анна Сумские, узнали, что ждут второго ребенка, они оказались на распутье – мама очень плотно была занята в репертуаре, а тут такое. Но уговорили, не поверите, народные артисты, корифеи этого замечательного театра: «Анюта, ты роди, а мы вынянчим!» Так и получилось, мама приезжала с коляской в театр, и пока играла, меня нянчили по очереди всем коллективом. Запах кулис и театральная атмосфера знакомы мне с детства. Свою первую роль я сыграла в пять лет, поэтому смело могу сказать: театр для меня – родной дом.

Вы сейчас играете в театре?

Я 19 лет отдала киевскому Театру русской драмы имени Леси Украинки, а последние четыре года работаю в антрепризном формате с русским Независимым театром. Гастролирую с несколькими спектаклями: «Декамерон», «Нас поменяли телами» (по типу фильма «Любовь-морковь») и «Мастер и Маргарита». Честно скажу, я уже семь лет играю роль Маргариты, но недавно поняла, что нужно с этим спектаклем заканчивать, эта тема действительно небезопасна. На одном из последних спектаклей со мной произошел очень неприятный инцидент: споткнувшись о трон Воланда, я очень сильно упала и серьезно повредила ногу. Мне кажется, это знак, что пора прекращать.

Ольга, удается ли вам с таким напряженным графиком еще и готовить?

Готовить – это абсолютно нормальное для женщины занятие. Конечно, не совсем нормальное для актрисы при таком ритме, но я не считаю это каким-то героическим поступком. Я с удовольствием готовлю, и многие знают о моих кулинарных талантах.

Открою вам секрет: общаясь с вами, я режу капусту для постного борща! Пришла с прямого эфира, вечером концерт, вот и готовлю, чтоб было что поесть в пост. Борщ да каша – вот пища наша! (смеется)

Так вы держите пост?

Да, я практикую пост вот уже второй год. Да и на Крещение мы регулярно окунаемся в проруби. Не представляете, какое просветление происходит – и в духовном, и в физическом плане.

Я знаю, что вы не только любите готовить, но даже выпустили целую книгу кулинарных рецептов.

И не одну. После «Готовим вместе» я выпустила также «Секреты красоты» – своеобразный учебник по уходу за собой.

А как родилась идея книги?

За долгое время у меня накопилось огромное количество рецептов, всяких записей, бумажек. Муж даже называл меня «плюшкиным» и предлагал все это выбросить. Но все пригодилось. В один прекрасный день раздался звонок от украинского издательства с предложением дебютировать и в этом жанре. Так появилась книга «Готовим вместе», которая с успехом сейчас продается. Недавно мы выпустили второй тираж. Настоящей писательницей себя не назову – это громко сказано, но тем не менее во время работы над книгой я старалась найти свой стиль и подход к читателю. И как мне кажется, я с этим справилась. «Фишка» моей книги в простоте и доступности рецептов, которые подробно расписаны по этапам. Она прекрасно подойдет как для любителей готовки, так и для «чайников», которые ничего не смыслят в кулинарии. А на фотографиях – моя кухня, мои кастрюльки, все очень по-домашнему, никакого гламура, ну и конечно, все очень вкусно, хочется съесть, прямо глядя на картинку. Жанр моей кулинарной книги многосторонний, но в основном это все-таки современная украинская кухня. Без «оды» салу, конечно, но с огромным количеством рецептов всевозможных пирогов, борщей разных составов, вареников и голубцов. То, что мне знакомо с детства, и то, что нарабатывалось годами. Вы знаете, часто ведь люди не знают, как испечь банальные блины или сделать котлеты. Никто не анализирует, откуда борщ пошел, и многие считают его российским блюдом. Но мы настаиваем, борщ – це наше, українське! Как и сало, и вареники.

Откуда такое увлечение кулинарией?

Моя бабушка была поваром и очень талантливым человеком в плане домашнего хозяйства, видимо, от нее мне передались кулинарные таланты. Помню, она варила борщ из петуха – очень вкусный. А я наблюдала, как бабушка практически из ничего могла сделать кулинарное чудо.

Значит, вас сложно удивить в гастрономическом плане?

Я всегда была интересующимся человеком, и любопытство мне не чуждо. Бывая где-то за рубежом, я привозила с собой понравившиеся мне рецепты. На Кубе я подсмотрела рецепт диковинного салата – из свежего мяса лангустов с авокадо, соком лайма и оливковым маслом. Совершенно уникальный салат, потому что мясо лангуста подается в сыром виде. Чистый белок в таком количестве, да еще живой, только что выловленный из океана, – это, конечно, экзотика. Незабываемо по вкусу и по энергетике, которая появляется после этого блюда!

Какое блюдо можно назвать вашим фирменным?

Пирог с вишнями – наш семейный рецепт, ведь его можно печь круглый год, не только летом.

А как вы познакомились с сетью ресторанов «Корчма Тарас Бульба»?

С «Корчмой Тарас Бульба» я познакомилась на приеме, организованном Посольством Украины в России в честь Дня независимости. Это был незабываемый прием – и по атмосфере, и по изобилию блюд, которые представила «Корчма Тарас Бульба». Это было очень вкусно, невероятно. Мои комплименты!

Этой весной «Корчма» открылась и в Киеве…

Что вы говорите! Ну, с таким-то названием грех не быть такому ресторану в Киеве!

Специально для «Бульба NEWS», Анастасия Соловей

система комментирования CACKLE