Зимние праздники в Карпатах: тайна, колорит и магия

Вместо шампанского – душистая самогонка, традиционную елку заменяет «Дидух» – сноп соломы; в репертуаре исключительно столетние коляды. Так встречают Новый год жители украинских Карпат – гуцулы. Даже в этом празднике они чрезвычайно оригинальны. К примеру, отмечают его не 1 января, а 14-го! Причина проста: после введения григорианского календаря гуцулы продолжили пользоваться юлианским. Это связано прежде всего с тем, что они очень набожны и до Рождества Христова соблюдают пост. Вообще, начало нового года для них тесно связанно с христианскими и языческими традициями, поэтому практически половина января проходит в молитвах и соблюдении интересных обычаев. В этом номере газета «Бульба NEWS» продолжает раскрывать тайны колоритного этноса Украины, а прежде всего расскажет о самых занимательных зимних праздниках гуцулов.

 

Подготовка

Зимние праздники в Карпатах начинаются с ужина, который называется Святой Вечерей. Накрывают на стол 6 января, перед самым Рождеством. Начиная с 15 ноября и до этого момента  гуцулы соблюдают пост. Для жителей гор Святвечер едва ли не самый главный день в году, ведь основная его традиция – совместный ужин всех членов семьи. Прежде всего из снопов пшеницы, овса или ржи горцы выплетают дерево – «Дидуха», в котором, по поверьям, обитают души предков. Злаки выбирают не случайно – ведь зерна ежегодно оживают, а следовательно, являются символом вечности. Затем Дидуха вносят в дом и ставят на видном месте – под иконами или на праздничном столе.

Огонь разводят старым дедовским способом: трут одно полено о другое. Полученное пламя называют «живым» – согласно поверьям, оно должно непрерывно гореть до 19 января – Крещения Господнего. Разводят огонь из двенадцати поленьев. Считается большим грехом прикурить от такого огня трубку или сигарету. Впоследствии на этом огне гуцулы готовят ужин, который также состоит из двенадцати блюд и является главным элементом празднования.

Прежде чем сесть за стол, горцы очищаются не только духовно, придерживаясь длительного поста, но и физически. Убирают во дворе, в доме, надевают чистые праздничные одежды. Святая Вечеря готовится весь предрождественский день. За работу гуцулы принимаются с хорошим настроением, иначе еда может не получиться, а это плохая примета. Хозяйке в этот день также не следует ничего брать в долг, иначе «весь год будет просить милостыню».

До начала трапезы гуцулы много внимания уделяют домашним животным. Считается, что на Святвечер они могут говорить между собой и понимать человеческую речь. Правда, подслушивать их опасно, так как услышавший разговор может моментально умереть. Глава семьи непременно берет хлеб, зажженную свечу, ложку меда и трижды обходит конюшню и скот. Кормит животных, медом рисует на них кресты и просит благополучия.

В праздничный вечер угощают всех: собак, коров, свиней, птицу. Это неудивительно, ведь по гуцульским традициям мир людей и животных тесно переплетен между собой. Согласно верованиям, после смерти человеческая душа может вселиться в зверя и наоборот. Особенное отношение к животному миру связано и с тем, что на протяжении веков именно коровы, овцы и лошади были верными помощниками жителей Карпат: давали молоко, мясо и шерсть, которая спасала во время суровых горных зим.

Пока женщины занимаются приготовлением ужина, мужчины сначала кормят зверей, потом вносят в дом сено, которое расстилают на столе и под ним. Во многих селах из сена делают гнезда и сами начинают кудахтать, как курицы-наседки. Верят, что это защитит птицу от  болезней и повысит ее яйценоскость.

По углам стола ставят магические плоды: головку чеснока – «от нечисти», головку мака – «чтобы добра было, как зернышек», яблоки – «на урожай»…


Кутья и двенадцать ритуальных блюд

Святая Вечеря должна состоять из двенадцати блюд. Трудно сказать, почему именно такое количество. Наиболее вероятное объяснение – это число апостолов, которые присутствовали на Тайной вечере с Иисусом Христом. Все блюда должны быть постными – без мяса, молока, яиц и жира. Только на подсолнечном масле. Обязательными являются узвар, борщ, вареники, голубцы, свекла с грибами. Остальное – в зависимости от семейных традиций и местных обычаев. В частности, карпатская кухня на Святвечер богата на грибы, фасоль и рыбу.

Главной ритуальной пищей на Святую вечерю является кутья. Без нее этот праздник вообще немыслим. Кутья – это угощение из вареной пшеницы,  приправленное медом и орехами. Именно с нее и начинается ритуальный ужин, на котором должны присутствовать все члены семьи. Только после того, как каждый отведал по ложке рождественской каши, можно приступать к остальным блюдам. Интересно, что их выставляют и на подоконник – для умерших душ. Чтобы души предков не чувствовали себя обделенными, после Вечери ложки со стола не убирают. О вере в присутствие духов предков на ритуальной трапезе свидетельствует интересный факт: после ужина гуцулы не имеют права присесть на скамью, предварительно не дунув на нее. Таким образом они отгоняют души, чтобы «не сесть на них…»

Также во многих гуцульских селах в этот день во дворе зажигаются ритуальные огни. Люди верят, что они согреют умерших родственников.  Кроме того, хозяева приглашают к трапезе волков, град и нечистую силу, чтобы те относились к ним милостиво в течение года. За стол принято садиться только с появлением на небе первой звезды. Весь день перед этим люди придерживаются строгого поста – вообще ничего не едят и только пьют воду.

После ужина, по давней, еще дохристианской традиции, горцы обмениваются между собой ритуальными блюдами. Их относят родственникам, крестным, соседям, а также одиноким и сиротам. При этом говорят:

Віншуємо вас зі щастям, здоров’ям,

З цим Святим вечором!

Щоб ви у щасті і здоров’ї

Ці свята провели та інших дочекалися –

Від ста літ до ста літ

Поки нам Пан Біг назначив вік!

После ужина в Карпатах приходит время коляды. Подготовка к ней ведется задолго до 6 января. В каждом селе гуцулы определяют «березу» – вожака, который знает больше всего народных колядок. Так в горах начиналась череда праздников – Рождество, Васильев день, Крещение.

 

Старый Новый год

Через семь дней после Рождества гуцулы начинают праздновать Старый Новый год, или, как его еще называют, «Василия». Эта дата выпадает на 14 января и отмечается по старому стилю, поскольку 1 января в Карпатах считается инородным, навязанным праздником. Этот день тоже связан со многими предрассудками и верованиями. Так, считалось, что в предновогоднюю ночь животные вновь могут разговаривать между собой. Тогда можно услышать, что думают о хозяине лошади и волы. Если последний в течение года с ними плохо обращался, то они обещают повезти его не куда-нибудь, а на кладбище… Поэтому гуцулы стараются обращаться с домашними животными как можно лучше…

С новогодним праздником связаны древние верования о силе воды и металла. В полночь хозяин с хлебом, который называли «Василием», и ведром спешил к реке, трижды макал хлеб в воду и приговаривал: «Не купается хлеб в воде, но я в здоровье и силе». Набирая же воды, говорил: «Не беру я воду, но молоко, мед и вино». Принесенную в полночь воду наливали в миску, туда бросали несколько кусков хлеба и монеты. Утром, вставая с постели, каждый член семьи становился босыми ногами на топор, приготовленный хозяином, чтобы ноги были крепкими, как железо.

На Старый Новый год, как и на Святую Вечерю, важную роль играли ритуальные огни. В частности, с 6 до 14 января весь домашний мусор собирали  под печью. На Василия его выносили в сад или огород и там сжигали. Этот обычай объясняли тем, что умершие всегда отблагодарят за новогодний огонь, а деревья в саду будут лучше плодоносить. Вообще гуцульской культуре присуща вера в силу пламени. Свой выход на пастбища пастухи начинают с «живого костра», который разжигают прадедовским способом – трением кусков дерева. Также в некоторых селах на могилу самоубийцы или убийцы принято бросать ветки и хворост. Когда наберется достаточная куча, то их поджигают. По гуцульским верованиям, в таком огне очищается грешная душа, которая без покаяния бродит по миру.

 

Крещение или Иордан

Накануне Крещения Господнего – «Иордана», так же как и на первый Святой Вечер, гуцулы садятся за стол. Если первый ужин не обходится без кутьи, то второй – без освященной воды. Тогда же изготовляют и деревянный крестик в виде куклы. Его украшают разным зельем и вывешивают на видном месте: на воротах, колодцах, над входом в церковь. Считалось, что он способен обезвредить любые нехорошие замыслы. На «Иордан» люди также ходят святить реки и озера. Считается, что в этот день вода повсюду целебная, в ней можно купаться, не боясь простудиться. Также на Крещение у гуцулов до сих пор принято вырезать изо льда огромные кресты.

Если на Святвечер горцы зовут на ужин души предков, то на «Иордан», наоборот, торжественно провожают их к месту постоянного пребывания, которое ассоциировалось с водой. Гуцулы идут к рекам, но оттуда стараются поскорее вернуться домой. По дороге назад поднимают шум, чтобы отпугнуть духов …

 

С мешком за спиной

Большинство зимних праздников в Карпатах отмечают исключительно взрослые, но не забывают там и о детворе. Их днем считается праздник святого Николая. Темной зимней ночью с 18 на 19 декабря он сходит с небес и разносит подарки. Причем, делает это довольно необычным способом: пока малыш спит, кладет гостинец под подушку…  С утра маленькие горцы получают мандаринки, шоколадки, игрушки. Конечно, это касается только послушных детей — те, кто баловался и ленился, иногда находят под подушкой и розгу.

Конечно же, со временем дети вырастают и понимают, что в действительности все подарки ночью приносили родители, а не святой Николай. Но для многих из них этот праздник продолжается  уже во взрослом возрасте, когда сладости приносят друг другу  жена и муж. Так горцы заставляют себя верить в сказку, которая часто длится всю жизнь.

Считался Святой Николай и защитником бедных, обиженных. Одно из первых его чудес — спасение от позора трех сестер, отец которых не имел средств на приданое и свадьбу. Тогда, еще юный, священник Николай ночью подбросил в дом семье три мешка денег.

Кутья. Рецепт


Перебранную от шелухи пшеницу залить горячей водой и варить в печи или духовке 2–3 часа. Не солить. Если вода выкипает, доливать кипятком. Хорошо сваренное зерно перемешать с толчеными орехами, маком и медом. Чтобы приготовить мак, его необходимо залить горячей водой и накрыть крышкой, чтобы запарился. В таком состоянии оставить на час. Далее растереть в макитре (ступе) до белого молочка. Сахар – по вкусу. Кутью можно разбавить холодной кипяченой водой или молоком. Но гуцулы привыкли подавать кашу густой, угощение готовят исключительно во время зимних праздников.

На 0,5 литра пшеницы – 200 г мака, 200 г сахара, 2 ст. ложки меда, 100 г орехов.

Старый Новый Год

Через семь дней после Рождества гуцулы начинают праздновать Старый Новый Год или, как его еще называют, «Василия». Эта дата выпадает на 14 января и отмечается по старому стилю, поскольку 1 января в Карпатах считается инородным, навязанным праздником. Этот день тоже связан со многими предрассудками и верованиями. Так, считалось, что в предновогоднюю ночь животные вновь могут разговаривать между собой. Тогда можно услышать, что думают о хозяине лошади и волы. Если последний в течение года с ними плохо обращался, то они обещали повезти его не куда-нибудь, а на кладбище… Поэтому гуцулы старались обращаться с домашними животными как можно лучше…

С новогодним праздником связаны древние верования о силе воды и металла. В полночь хозяин с хлебом, который называли «Василием», и ведром спешил к реке, трижды макал хлеб в воду приговаривая: «Не купается хлеб в воде, но я в здоровье и силе». Набирая же воды говорил: «Не беру я воду, но молоко, мед и вино». Принесенную в полночь воду наливали в миску, туда бросали несколько кусков хлеба и монеты. Утром, вставая с постели, каждый член семьи становился босыми ногами на топор, приготовленный хозяином, чтобы ноги были крепкими, как железо.

На Старый Новый Год, как и на святую вечерю, также важную роль играли ритуальные огни. В частности, с 6 до 14 января весь домашний мусор собирали  под печью. На Василия его выносили в сад или огород и там сжигали. Этот обычай объясняли тем, что умершие всегда отблагодарят за новогодний огонь, а деревья в саду будут лучше плодоносить. Вообще гуцульской культуре присуща вера в силу пламени. Свой выход на пастбища пастухи начинают с «живого костра», который разжигают прадедовским способом — трением кусков дерева. Также в некоторых селах на могилу самоубийцы или убийцы принято бросать ветки и хворост. Когда наберется достаточная куча, то их поджигают. По гуцульским верованиям, в таком огне очищается грешная душа, которая без покаяния бродит миром.

Крещение или Иордан

Этот праздник приходится на 19 января. Накануне Крещения Господнего – «Иордана», так же как и на первый Святой вечер, гуцулы садились за стол. Если первый ужин не обходился без кути, то второй — без освященной воды. Тогда же изготовляли и деревянный крестик в виде куклы. Его украшали разным зельем и вывешивали на видном месте: на воротах, колодцах, над входом в церковь. Считалось, что он способен обезвредить любые нехорошие замыслы. На «Иордан» люди также шли святить реки и озера. Считалось, что в этот день вода повсюду целебная, в ней можно купаться, не боясь простудиться. Также на Крещение у гуцулов до сих пор принято вырезать изо льда огромные кресты.

Если на Святвечер горцы звали на ужин души предков, то на «Иордан», наоборот, торжественно провожали их к месту постоянного пребывания, которое ассоциировалось с водой. Гуцулы шли к рекам, но оттуда старались поскорее вернуться домой. Также по дороге назад поднимали шум, чтобы отпугнуть духов …

система комментирования CACKLE