Василь Попадюк — «золотая скрипка» мира

620true dots topright 420false false 800http://bulbanews.ru/wp-content/plugins/thethe-image-slider/style/skins/white-rounded
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide3
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide2
  • 5000 fade false 60 bottom 30
    Slide1
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide4
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide5
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide6
  • 5000 random false 60 bottom 30
    Slide7

Скрипач-виртуоз Васыль Попадюк – украинец по происхождению, канадец по месту проживания и гражданин мира по таланту, которым восхищаются во всем мире. Стоит только лишь услышать первые звуки скрипки Васыля, как становишься пылким почитателем его музыкальной одаренности. Приятное впечатление многократно усиливается при личном знакомстве – в беседе гениальный скрипач сразу предлагает перейти на ты и демонстративно поправляет собеседника, когда тот по ходу разговора забывается и пытается «выкать».

Встретившись с «Бульба News» во время своего очередного приезда в Москву, Васыль Попадюк, как и подобает настоящему украинцу, заказывает на обед в «Корчме Тарас Бульба» зеленый борщ и вареники с соленым творогом. Правда, оживленно рассказывая о своей жизни и разбавляя беседу остроумными анекдотами, успевает только попробовать всего понемножку. Тем более, что в другом месте его уже ждут многочисленные московские друзья.

Васыль Попадюк родился в творческой семье во Львове. Вскоре после рождения мальчика его семья переехала в Киев. Отец (тоже Васыль Попадюк) – руководитель известного коллектива «Троїсті музики», народный артист Государственного академического хора им. Г. Веревки. Мама, Светлана Попадюк, – хореограф.

Еще до рождения Васыля случилась очень интересная, даже мистическая, история. Когда его мать, будучи беременной, выступала с танцевальным коллективом в Словакии, к ней подошла женщина, которая тоже была украинкой по происхождению. Она подарила Светлане железную скрипочку и сказала: «У вас родится мальчик, и он станет известным скрипачом».

Так и случилось. Васыль учился в музыкальной школе для одаренных детей им. Н.В. Лысенко, закончил Киевскую консерваторию по классу скрипки. Работал в Киеве, Москве… Уже много лет живет в Канаде и получил звание «Золотой скрипки Канады», но все же всегда и везде называет себя украинцем.

Еще в раннем детстве ты занимался игрой на фортепиано, как случилось так, что стал играть еще и на скрипке?

Со мной четыре года занималась учительница по фортепиано. А на третьем этаже нашего дома жил мальчик, Герман Сафонов, который здорово играл на скрипке. Дома его называли Гера. Сейчас он известный скрипач в Украине. Мой отец даже организовал из нас, детей, своеобразный ансамбль – «Троїсті музики»: Герман играл на скрипке, его брат – на дудке, а я – на сопилке. И вот в шесть лет я сказал папе, что тоже хочу играть на скрипке. Меня отдали на учебу в Киевскую музыкальную школу-интернат для одаренных детей им. Н.В. Лысенко. Рядом также располагались специализированная художественная школа и хореографическое училище. Учился с девяти утра до шести-семи вечера. Утром у нас были общеобразовательные уроки, а затем – специализированные. Невероятно, что, будучи ребенком, я сумел выдержать такое напряженное расписание. В нашей школе училось много известных личностей. В свое время класс скрипки окончили Леонид Броневой (известный своей ролью Мюллера в сериале «Семнадцать мгновений весны»), Паша Зибров, Владимир Шаинский. Это была достаточно либеральная школа. Однажды учеников из нашего класса спросили, чье имя носит пионерская организация. Мы все напряженно думали, и вот наш староста радостно поднял руку: «Я знаю, знаю! Пионерская организация имени Лысенко!»

Москва – город, где ты долго жил и работал. Какие воспоминания о белокаменной столице остались?

О Москве остались только светлые впечатления. Это – благодаря руководителю «Театра музыки народов мира» Владимиру Назарову. Он относился к артистам по принципу «Его Величество Артист». Если до этого в Украине у меня директор был царем, то в Москве наоборот – директор был «на побегушках» у артиста. В театре каждый музыкант представлял определенную республику Советского Союза. Я, конечно, Украину. Назаров как-то набрал в театр тридцать пять музыкантов с достаточно специфическими характерами. Мы были все разные, но и все одинаковые, потому что очень любили музыку. Это был очень интересный период моей жизни, потому что я работал с музыкантами разных национальностей и мы друг друга учили разным стилям музыки. После театра Владимира Назарова я без проблем сыграю и армянскую, и азербайджанскую, и греческую, и арабскую музыку.

Работал я и в Театре им. Евгения Вахтангова. Одновременно там также играл актер Сергей Маковецкий (он же земляк, киевлянин) – в то время он подменял известного Александра Георгиевича Филипенко. До сих пор часто бываю в Москве. Здесь ко мне очень тепло и душевно относятся, я общаюсь со многими творческими людьми, сюда приглашают на гастроли, к друзьям приезжаю. Вот в апреле был на дне рождения хорошего друга – художника Никаса Сафронова. У нас с ним есть много общего, творческого.

Заметил, как Москва изменилась?

Москва изменилась – как и, собственно, мир вокруг. В первую очередь изменились люди. Москва не стала ни лучше, ни хуже – она стала иной. Сюда интересно приезжать, играть концерты, но вернуться жить я уже не смог бы: 17 лет я живу в Канаде – там семья, там выросли дети.

Как ты оказался за границей?

После развала СССР московский «Театр музыки народов мира» распался. Я вернулся в Киев и работал в коллективе отца. Папа, к сожалению, умер в 1991 году. В первый раз в Канаде я был в 1988 году на Олимпийских играх в Калгари, затем в 1993-м, в третий раз диаспора пригласила меня на сольный концерт, и я не вернулся. Первая моя работа там была смешной: я был пианистом в Национальном балете Канады. Музыканты приходили с пачками нот, а я с пачкой сигарет и импровизировал по пять часов. Они не знали всей нашей музыки и адажио танцевали под мелодию песни «Ленин всегда живой». Звезды канадского балета танцевали и под музыку песни «Три танкиста». Я сам себя развлекал, потому что по пять-шесть часов не мог высидеть с балетными людьми, играл джаз и делал их уроки более легкими.

Твой коллектив «Papa Duke» – интернациональный. Что приносит каждый из музыкантов в группу?

Я работал со многими музыкантами мира и с разными стилями. С музыкантами, которые впоследствии вошли в состав коллектива «Papa Duke», познакомился на музыкальных тусовках в Канаде. Так, есть артист из Эквадора Дэвид Вейст, который играет прекрасный блюз.

Робби Ботош и его брат Фрэнк – цыгане из Венгрии. Робби – вообще уникальный человек. Его в Канаду пригласил Оскар Питерсон, и он впоследствии переиграл со всеми известными артистами. При этом он не знает нот! Обычно без знания нотной грамоты можно научиться на гитаре бренчать кое-какие мелодии, но по слуху играть концерт Рахманинова – это уже слишком. Однажды во время концерта мы стояли за кулисами, и его брат Фрэнк, радостно слушая исполнение Робби, сказал: «Я помню, как я в первый раз привел его в музыкальную школу на урок фортепиано…». А немного помолчав, добавил: «И в последний».

Еще один украинец в группе – Виктор Хоменко. Он интересен тем, что совершил революцию в бас-гитаре: сделал гриф, на котором могут принудительно прятаться лады, – и тогда гитара играет как контрабас. А еще он сделал уникальную гитару для Дэвида Вейста, которая в себя включает четыре гитары: имеет 18 струн, ряды также прячутся, а струны на ней как металлические, так и мягкие. Он сам эти гитары мастерит, и на его инструментах играют многие известные исполнители.

Но все мы одинаковы – не по национальному признаку, а по духу. У нас все – мультиинструменталисты, и наш стиль многонационален. Часто нас называют исполнителями World Music. Мультиинструменталистом быть нелегко. Например, я знаю известного испанского музыканта, который играет фламенко как Бог, а ведь фламенко хорошо сыграть может только тот, кто с детства слушал эту музыку. Ведь это не просто музыка, это целая философия. И вот этот музыкант, который гениально играет фламенко, не может сыграть простую польку.

Много гастролируете по миру. На ваши концерты приходят первые лица?

Да. Особенно часто в Испании – мы играли даже королеве. В Канаде и США многие сенаторы приходят – после концертов принято благодарить за вечер. Выступали перед премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином. Интересно, что меры безопасности были серьезнейшими – на концерт все шли через металлоискатели, охрана проверяла абсолютно всех. Но меня со скрипкой в руках пропустили моментально. Жалко, что потом премьера таки убили. Играли и королю Иордании – тот подарил всем часы.

Есть ли рецепт такого успеха? Его величество случай. Мне очень повезло играть с греком Пабло – благодаря ему я и стал известным. Познакомились мы случайно на одном из фестивалей, и он предложил сначала сыграть с ним на концерте в качестве приглашенного гостя. Затем – записать вместе диск. А потом я уже ездил с ним по концертам и выступал как приглашенный артист.

Каковы ближайшие творческие планы? В год у нас от 60 до 120 концертов. Сейчас мы перешли в другое продюсерское агентство и надеемся, что будет еще больше. Больше всего концертов, конечно, в Америке и Канаде. К слову, здесь существует много известных групп, которые никогда не были в Европе. Ведь США – огромнейший рынок: 300 млн. населения. Заехав туда, можно десять лет гастролировать, не повторяя программу. Плюс Канада – это еще 30 млн. Программа выступлений для всех стран универсальная. Но для Украины все же добавляем украинские произведения – так нас просят, и нам это интересно. Вот 3 июня принимаем участие в международном ежегодном фестивале джаза и классической музыки «Сходи до неба» («Ступени к небу»). Выступление состоится в Киеве на Европейской площади. А до этого выступали 10 мая в Ивано-Франковске вместе с украинской группой «Воплі Відоплясова».

Несмотря на интернациональность, ты всегда называешь себя украинцем. Как удается сохранить свою идентичность в эпоху мультикультурализма?

В Канаде украинцы чувствуют себя очень хорошо и находятся на высоком уровне социальной лестницы. Здесь быть украинцем нормально и даже престижно. Государство способствует тому, чтобы каждая нация развивалась, выделяя средства на это. Например, в Торонто 13 или 14 украинских школ, церквей я даже не помню уже сколько. На праздники или фестивали, которые проходят регулярно, все надевают вышитые сорочки и всеми семьями празднуют эти даты. Так же хорошо себя чувствуют и другие национальности. У нас нет проблем ни с кем: все уважают друг друга, а также государство – и государство уважает своих жителей.

Поэтому выходцы из Украины вносят свой посильный вклад в развитие Канады. Много лет (с 1990 по 1995 год) генерал-убернатором Канады был украинец Роман Гнатышин. Премьер-министром провинции Альберта с 2006 по 2011 год был Эдвард Стельмах – канадский политик украинского происхождения. И список можно продолжать долго. Похожая ситуация и в США. Однажды, лет шесть назад, мне позвонили из Бруклина и говорят: «Васенька, хотим пригласить вас на украинский фестиваль». Когда я приехал, то очень удивился, потому что пригласила еврейская община. При этом настаивали, что они хоть и евреи, но все-таки украинские.

Какая твоя любимая кухня?

Больше всего люблю стейки. Умею и люблю готовить. Украинский борщ готовлю только сам! Как-то на канадском телевидении готовил в передаче «Фуджи», ее вела Леся Буряк – известный канадский шеф-повар. Это было летом, и я нарезал продукты для салатов. И делал это так эмоционально, размахивая ножом, что режиссер программы кричал: «Заберите у него нож!». Боялся, чтобы я случайно не нанес вред себе или кому-то другому.

Специально для «Бульба NEWS» — Роксолана Гнатюк

фото: Вадим Дмытрив, личный архив Васыля Попадюка

Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE