Илья Репин: российский Рембрандт с украинскими корнями

 

Несколько его картин точно известны на весь мир, а его самого считают лучшим портретистом России XIX века. Тем не менее сам художник к своему творчеству относился довольно скептически. Он называл себя не иначе как «трудолюбивая посредственность» и работами был не всегда доволен. Несмотря на это, все время работал на грани одержимости, отдавая любимому занятию все силы. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы такой факт — свою легендарную картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин писал целых двенадцать лет! При этом он постоянно консультировался с историками, скрупулезно изучал казацкую одежду и вооружение. В итоге за эту картину император Александр III заплатил просто гигантскую цену — 35 тысяч рублей. Сегодня оценить этот шедевр фактически невозможно, он, в общем-то, бесценен.

 

Хотя Илью Репина и привыкли называть русским художником, но это не совсем так, ведь он родился в Харьковской губернии и прожил на украинской земле двадцать лет. Именно там освоил основы акварели, а затем устроился в местную иконописную мастерскую.

 

Говорят, на выбор мальчика повлиял один из родственников. Однажды он принес в дом краски. Будущий художник раскрасил ими арбуз в детской азбуке. Когда рисунок из черно-белого превратился в цветной, ребенок воспринял это как своеобразную магию: «С этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни».


 

Талант мальчика был очевидным. В шестнадцать лет он стал профессиональным иконописцем, а через три года решил поступать в знаменитую Академию художеств в Петербурге. В 1863-м году, получив сто рублей за роспись церкви, 19-летний Илья отправился туда совершенствовать свои художественные навыки. «Я думал, со своим капиталом завоюю всю столицу», — вспоминал он впоследствии эту поездку. Но в большом городе деньги быстро закончились. Чтобы выжить, он вынужден был красить крыши, не гнушался никакой черной работы.

 

Материальное его положение улучшилось только через несколько лет, когда Репин начал писать портреты на заказ. Однако бедность не помешала его планам. Юноша из провинции становится лучшим выпускником Академии и получает две золотых медали.

 

В 1870 году он отправляется в путешествие по Волге, где делает несколько этюдов. Тогда же рождается замысел написать картину «Бурлаки на Волге». Когда он закончил трудиться над нею, эта работа вызвала настоящую сенсацию. Немецкий историк искусства Норберт Вольф написал о ней: «Каждый из героев полотна несёт в себе печать индивидуальности; в то же время вся группа персонажей, помещённая в “экзистенциальный и примордиальный” ландшафт, напоминает процессию проклятых из «Божественной комедии» Данте.



Через три года Репин едет за границу. Посещает Австро-Венгрию, Италию, Францию. Из-за рубежа пишет другу, что ему нравятся Веронезе и Микеланджело, а вот Рафаэль — так себе, «скучный и устаревший». Он не знал, что его слова в России процитируют в статье, и это ужаснет «академиков», ведь своей критикой Илья фактически замахнулся на святое.


Потом художник приезжает в родной украинский городок Чугуев. Там он пишет множество портретов крестьян и создает эскизы будущих работ. Кстати, на протяжении всей своей жизни он неоднократно будет возвращаться к украинским мотивам. Это «вечерницы» — молодежные посиделки, украинские женщины, казацкие сюжеты. Что и не удивительно, ведь один его дед по материнской линии тоже был казаком. В итоге именно картина «Казаки пишут письмо турецкому султану» в наследии Репина станет едва ли не самой знаменитой.  



Историю о том, что на требование султана Мехмеда IV сдаться в плен казаки ответили дерзким письмом, художник услышал в 1878 году. За ужином ее рассказал кто-то из знакомых. Репин настолько подробно представил себе эту сцену, что мгновенно загорелся замыслом запечатлеть ее на полотне. Сразу же сделал набросок карандашом, а уже в следующем году показал друзьям и эскиз. Путь к созданию этой картины длился двенадцать лет. За это время Илья Ефимович специально ездил на Запорожье, где посещал места, связанные с сечевиками: Грушевку, Томаковку, Капулевку, Старый Никополь. Изучал быт и обычаи казаков. Консультировался у историка Дмитрия Яворницкого, которого затем изобразил в одном из главных персонажей картины — писаре.


По воспоминаниям старшей дочери художника, долгое время семья Репина жила исключительно запорожцами. Каждый вечер он читал вслух стихи и рассказы про них, дети знали всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрея. Лепили из глины их фигурки и в любую минуту могли процитировать кусок текста из письма султану.



Черты запорожцев Репин тщательно выискивал среди своих знакомых. Так, кроме Яворницкого, он увековечил и генерала Драгомирова, которого сделал атаманом Иваном Серко, писателя Владимира Гиляровского, который на картине хохочет, схватившись за живот.


Еще одна, пожалуй, не менее известная и культовая картина Репина — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Когда ее выставили в Третьяковской галерее, многие посетители начинали рыдать, другие — впадали в оцепенение. Исследователи связывают это с тем, что картина получилась очень реалистичной. Даже кровь, которой на полотне довольно много, воспринимается как настоящая.

 

Каким был Репин в повседневной жизни? Несмотря на огромные заработки, это был скромный человек, с некоторыми чудачествами. На входе в его дом всегда висела табличка: «Прислуги нет. Снимайте пальто и калоши сами». В старости он сажал огород, ухаживал за грядками, пас и доил козу. Также в любое время года художник спал при открытых окнах. В период лютых морозов просыпался с инеем на одеяле, но спокойно стряхивал его и бодро принимался за работу.

Текст: Степан ГРИЦЮК

Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE