Великие украинцы: Сказочный мир Марии Примаченко

 

Райские птицы с разноцветными хвостами, хищные звери, экзотические растения и монстры с ужасными пастями. Так выглядит мир, созданный украинской художницей Марией Примаченко. Она родилась в начале ХХ века в небольшом селе Киевской губернии и выросла в простой крестьянской семье, но благодаря своему гению стала, без преувеличения, явлением мирового масштаба. Ее работам делал комплименты Пабло Пикассо, картины имели ошеломляющий успех на выставках во Франции, Германии, Канаде, ими по сей день иллюстрируют свои буквари японцы, а всемирно известные бренды используют их в логотипах, дизайне одежды и прочих товаров. А все начиналось с кисточки, сделанной из кошачьей шерсти, и бурного воображения.

 

Мария Примаченко родилась в 1908 году в селе Болотня, расположенном в 70 километрах от Киева, и прожила там всю свою жизнь. Ее отец был плотником-виртуозом, он мастерил не только дворовые ограждения, но и мебель, и даже игрушки. Мама занималась вышивкой и с малых лет обучала этому дочку. Потом художница ходила исключительно в вышиванках, которые создала сама.

 

Детство Марии было омрачено страшным недугом — полиомиелитом, из-за чего она ходила на костылях и носила длинную юбку, чтобы спрятать ноги.

 

Говорят, болезнь во многом повлияла на судьбу женщины. Она сызмальства росла серьезной и была очень внимательной, любила природу и все живое, что ее окружало. С самого детства начала рисовать, благодаря чему приобрела популярность в селе.

 

 

«Начиналось все это так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над рекой, на цветущем лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол и разрисовала нашу хату…» Каждый приходил посмотреть на дом, который расписала девочка. Все хвалили и просили, чтобы она украсила и их жилища. Так уже вскоре на соседних домах появились яркие цветы и животные.

 

Как-то раз за мастерски разрисованную печь заказчик рассчитался с Марией поросенком. Она его откормила, и свинья дала приплод. Для семьи, которая богатой не была, это считалось серьезной помощью, и такой заработок окрылил художницу. Она поняла, что может зарабатывать рисованием на жизнь, и принялась творить гораздо активнее.

 

Несмотря на это, Примаченко могла остаться никому не известной за пределами своего села, но сложилось иначе. Ее талант замечает вышивальщица Татьяна Флору. С 1936 года Марию Авксентьевну приглашают в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Тогда такая практика была распространенной, ведь в середине тридцатых годов советские идеологи заявляли, что при коммунизме все люди станут творцами и профессиональные художники будут не нужны.

 

 

Совместить профессиональное искусство с народным как раз и должны были экспериментальные мастерские, в одну из которых попала наша героиня. Там Мария Примаченко много рисует, вышивает, расписывает своими диковинными орнаментами керамику и создает чудесные картины, которые так далеки от реальности. Вокруг художницы появляется много друзей и знакомых. Говорят, когда она бывала в Киеве, они даже запрещали ей посещать зоопарки, чтобы реальные животные не повлияли на выдуманных. Но это было бы маловероятно. Фантазии, которые гнездились в голове художницы, были слишком сильными. В ее мире птицы пели, рыбы и лошади умели летать, а хищники были добрыми и не нападали на людей, а наоборот — защищали их.

 

— Почему на ваших картинах нет людей? — однажды поинтересовались у нее.

— Как это нет? Они и есть люди.

— Где же там люди?

— Люди там всегда есть. Это я.

— Почему вы не рисуете настоящие цветы?

— А зачем? Вы же и так их видите.

— А с натуры не пробовали?

— Я и рисую с натуры, но они каждый раз цветут иначе.

 

Уже в 1936 году на I Республиканской выставке картинам Примаченко отводят целый зал. Ее работы видели Ленинград, Москва, Варшава. Еще через год с картинами украинки знакомятся и в Париже. Художница из небольшого села становится знаменитой. Ее называют новой звездой «наив-арта» (Art Naif — искусство людей, не потерявших в своей душе Ребенка).

 

 

В тот период ее талант заворожил самого Пабло Пикассо. Он заявил, что это прекрасные работы гениальной женщины.

 

Но в зените славы сама Мария Примаченко принимает решение вернуться в родное село, ведь там рядом жил Василий Маринчук, с которым она познакомилась в Киеве. Пожениться они не успели. Началась война, и Василий, лейтенант Красной армии, отправился на фронт, откуда уже не вернулся. Перед тем как начались ужасные бои, Марии приснился сон, будто весенний сад перевернулся: цвет на земле, а корни в небе. После этого Мария практически не рисовала десять лет. Жила с ребенком и стариками-родителями, существовали на средства, которые удавалось выручить от продажи прошлых работ.

 

Слава к гениальной художнице вернулась только в 60-х, когда о ней снова активно начали писать во всесоюзной прессе. Это было время, когда народное искусство опять стало популярным. Наверное, неслучайно в 1966 году за цикл картин «Людям на радость» ей вручили Шевченковскую премию. Художница дожила до глубокой старости и умерла 18 августа 1997 года. «По мне не плачьте, — сказала она как-то раз, — я не пропаду на том свете. У меня там тоже будет работа».

 

Цитата: «Сначала были птицы на небе и цветы на земле. Потом пришли звери и всех съели. И нас съедят».

Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE