Между Богом и чертом: мистика жизни Николая Гоголя. «Я почитаюсь загадкою для всех…»

 

Наверное, в истории русской литературы трудно найти писателя более загадочного, чем Николай Гоголь. Он оставил после себя десятки бессмертных текстов и фраз, которые давно стали крылатыми. Но не менее интересна, чем литературные произведения, его реальная биография, ведь Гоголь запомнился как один из самых мистических писателей мира. Так, автор «Вия» постоянно слышал голоса, которые рассказывали ему про ужасы того света, ему снились вещие сны, которые имели свойство сбываться с невероятной точностью, а еще он верил в ведьм и вампиров и панически боялся быть похороненным заживо… Собственно, особенно много разноречий связано с его смертью. По одной версии, Николая Васильевича похоронили живым в состоянии летаргического сна. По другой, он сошел с ума и умер, когда увидел черта.

 

1 апреля — день рождения этого замечательного писателя, поэтому мы решили рассказать о самых интересных мистических фактах, с ним связанных.

 

Николай Гоголь родился в Больших Сорочинцах, но часто посещал с родителями Диканьку, что в 30 километрах от Полтавы. В то время там были две церкви, куда ходили молиться люди, — Троицкая и Николаевская. Говорят, что именно первая описана в повести «Ночь перед Рождеством», а вот со второй якобы и началась мистика, которая преследовала писателя всю жизнь.

 

Дело в том, что до появления на свет сына у родителей Гоголя дети умирали — первые два ребенка погибли сразу же после родов. Поэтому мать Гоголя считала, что на их семье лежит проклятие. Перед рождением третьего ребенка кто-то рекомендовал ей идти молиться к иконе Николая Чудотворца, в честь которого была названа церковь. Женщина послушалась совета, и вскоре у нее благополучно родился мальчик, которого назвали Николаем. Это был первый и единственный мальчик, который дожил до взрослого возраста. Как тут не поверить в сверхъестественные силы?

 

 

От матери Гоголь унаследовал склонность к богобоязненной религиозности. Она часто рисовала ему картины Страшного суда, которые преследовали его всю жизнь. Не удивительно, что еще с малых лет он верил не только в Бога, но и в нечистую силу. Так, когда Николаю исполнилось пять лет и его оставили в доме одного, он утопил в пруду черного кота. Родителям этот поступок он пояснил так: думал, что со смертью животного в мире станет меньше потустороннего… Позднее похожий случай Гоголь изобразил в повести «Майская ночь, или Утопленница», где по сюжету мачеха превращается в черную кошку и пытается задушить дочь сотника. Сохранилось и его детское воспоминание: «Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. “Киса, киса”, — пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала».

 

 

Свой мистический опыт Гоголь описывает и в «Старосветских помещиках»: «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует немедленно смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов».

 

Но, наверное, самое мистическое из всех гоголевских произведений — повесть «Вий». Если в «Пропавшей грамоте» или «Ночи перед Рождеством» чертовщина смешная, то здесь мы встречаемся с настоящим злом. Недаром кинолента, отснятая по ее мотивам, считается первым советским фильмом ужасов.

 

К творчеству Гоголя кинематографисты обращались и в наше время. В 2014 году, уже в формате 3D, в российском кинопрокате тоже появился фильм «Вий», который снял режиссер Олег Степченко. Писатель утверждал, что эта повесть — народное творчество, и он ее когда-то услышал и записал, не изменив ни одного слова. Между прочим, исследователи до сих пор не смогли отыскать хоть один похожий образец фольклора. Выходит, жуткий рассказ о Вие и ведьме, которая поднимается в церкви из гроба, — плод исключительно писательской фантазии.

 

 

Как и его отец, Николай Гоголь часто слышал голоса и страдал от нервных расстройств, после которых впадал в тяжелую депрессию. Еще писатель всегда боялся, что его примут за мертвого и похоронят живым. Из-за этого последние одиннадцать лет жизни он спал сидя. В завещании же написал, что запрещает себя хоронить до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения тела…

 

С мистикой связано и уничтожение второго тома «Мертвых душ». Его Гоголь сжег в ночь на 12 февраля 1852 года. На следующий день он сказал своим друзьям, что сделал это, следуя велению злого духа… Стоит отметить, что приблизительно за месяц до этого писателем действительно овладел непонятный страх смерти. Он был вынужден оставить перо и целые ночи проводил в молитвах. После уничтожения рукописи Гоголь долго не прожил. Он умер 21 февраля.

 

И после смерти писателя мистики меньше не стало. Так, при перезахоронении его праха люди заметили, что в гробу отсутствует череп, а сам скелет перевернут. По мнению профессора Литературного института Владимира Лидина, череп выкрали из могилы в 1909 году. Якобы подговорил монахов сделать это меценат и основатель Литературно-театрального музея Алексей Бахрушин, который затем поместил череп в свое собрание.

 

Интересно, что слухи вокруг праха Гоголя в своем творчестве мог использовать еще один мистификатор и большой ценитель творчества своего коллеги — Михаил Булгаков. В книге «Мастер и Маргарита» он написал об украденной из гроба голове председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза, которую на Патриарших прудах отрезал трамвай…

 

Текст: Степан ГРИЦЮК

Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE