АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ: «ЭТО АТТРАКЦИОН С ПОГРУЖЕНИЕМ В ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ НАТУРУ ГОГОЛЯ»


Мистика, приключения, детектив и любовная история.31 августа состоялась одна из самых долгожданных премьер этого лета — на экраны вышел фильм Егора Баранова «Гоголь. Начало». Картинарассказывает историю молодого писателя Николая Гоголя, который пытается помочь следователю Якову Гуро раскрыть череду жутких загадочных убийств.После премьерного показа зрителей ждут еще три фильма, и после каждой серии, убеждены создатели ленты, киноманы будут томиться в ожидании новой части кино. Самые интересные факты о фильме «Гоголь. Начало» нашей газете в эксклюзивном интервью рассказывает Александр Петров, сыгравший в картине главную роль.


АЛЕКСАНДР, ВЫ ОТРАЩИВАЛИ СВОИ УСЫ ДЛЯ РОЛИ?

Это моя главная боль. Они мне жутко не нравились. Изначально мы планировали их каждый раз клеить. Но так вышло, что я приехал на съемки первой части с внушительной бородой, и мы решили попробовать оставить мои усы, понять, как это вообще будет смотреться. Сбрили бороду, оставили усы, затемнили их. И открылась возможность снимать очень крупные планы, практически детальные, через которые мы попадаем во внутренний мир Гоголя. И когда я разгримировывался после первого съемочного дня, я понимал, что мои усы останутся на весь проект, хоть я их и терпеть не мог.

 

А С ПАРИКОМ КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СЛОЖИЛИСЬ?

Вообще, с париком и усами получается совсем другая геометрия лица. Когда ты надеваешь этот парик (хороший парик, что немаловажно!), у тебя автоматически меняются черты лица. К тому же наш художник по гриму, опытнейшая Тамара Фрид, накладывала специальные тени так, что мое лицо менялось еще больше, и все вставало на свои места.

 

И ВСЕ РАВНО КТО-ТО ГОВОРИТ, ЧТО ВЫ НЕПОХОЖИ НА ГОГОЛЯ…

А мы и не пытались. Прежде всего у нас была цель приблизиться к его внутреннему миру. Естественно, Гоголь у всех ассоциируется с этой прической, усами и большим носом, поэтому в самом начале пути, когда шли репетиции и подготовка, мы даже пробовали делать пластический грим носа. Но во-первых, это выглядело ужасно. А во-вторых, это просто незачем делать – это же стилизованное кино, в котором хоть и есть отсылки к биографии Гоголя, но далеко не байопик. Задача «Гоголя»– через современный подход показать внутренний мир писателя, который до сих пор будоражит умы и сердца людей, читающих его великие произведения.

 

 

А ЧТО ЭТО ЗА ЖАНР?

Жанр смешанный: и мистика, и приключения, и детектив. Егор Баранов егоопределяет как «готику». Для меня это настоящий аттракцион с сильным погружением именно в человеческую натуру Гоголя. А что же это был на самом деле за человек? Что у него происходило в голове? А как он жил? Как любил? Каким он вообще был? Даже когда начинаешь об этом говорить, уже мурашки по телу идут. Какой-то невероятный человек.

 

ТО ЕСТЬ «ГОГОЛЬ»– ЭТО ПРОЕКТ ПРО ВНУТРЕННИЙ МИР НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА?

Да. Там, безусловно, развивается огромное количество абсолютно разных событий. И это не придуманный сон Гоголя. Эта история вполне могла случится с ним на самом деле в его мире, мире Николая Васильевича, в который он сам и попал. Как он дошел до того, что стал Гоголем? Как вообще люди доходят до такого величия? Через что им приходится проходить? С какой болью им приходится сталкиваться и какова расплата за гениальность? Я не знаю ни одного человека из этого уникального списка, чья биография была бы стабильной.

 

КАК НАЧАЛАСЬ ВАША ИСТОРИЯ С ПРОЕКТОМ «ГОГОЛЬ»? К ВАМ ЖЕ ТАК ПРОСТО РОЛИ НЕ ПРИХОДЯТ.

Меня вообще не рассматривали как кандидата на эту роль, пробовали других артистов. Пока однажды в Петербурге на съемках проекта «Спарта» ко мне не подошел Александр Цекало и не спросил: «Хочешь сыграть Гоголя? У тебя есть 15 минут на размышления». И я моментально ответил: «Конечно, хочу».

 

 

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ФИЛЬМ«ГОГОЛЬ» АВТОРСКИМ КИНО БАРАНОВА?

Да, это авторское и при этом зрительское кино. Авторский взгляд Егора Баранова на Гоголя. Егор знает все, он всегда готов отвечать на любые вопросы. Его мозг – этосуперсовременный компьютер: он уже видит кино, смонтированное, с цветокоррекцией и звуком. Меня поражает, как быстро он принимает решения, причем очень важные.

 

ЕГОР БАРАНОВ – ТОТ ЛИДЕР, КОТОРЫЙ ЧЕТКО ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН ХОЧЕТ?

Абсолютно верно. Это как раз тип современного лидера. Я уверен, что пройдет пара лет и Егор уедет снимать кино в Голливуд. Мне это уже понятно. Мировая индустрия ждет таких, как он, которые готовы и в огонь и в воду, но со своим видением и мнением – ведь Саша Петров совсем непохож на Гоголя, а у персонажа Евгения Стычкина на голове странная треуголка… Это наш общий взгляд на Гоголя, мы ничего не копируем – зачем, для чего? В «Гоголе» все выдержано стилистически: и биография, и произведения, и силуэт его, и даже ракурсы его носа, которые мы находили вместе с Егором и оператором-постановщиком Сергеем Трофимовым.

 

КАК ВАМ В КАДРЕ С ОЛЕГОМ МЕНЬШИКОВЫМ?

Это просто счастье. У него есть уникальная интуиция, он знает, что точно сработает, а что нет. Я учусь у него тем простым вещам, которые на самом деле очень сложны. Когда ты начинаешь понимать те нюансы, которые видит он, это много тебе дает для собственного роста. Олег Евгеньевич привнес в «Гоголя» множество важнейших деталей. И я бы хотел продолжать встречаться с ним в кадре на разных кинопроектах, и дай Бог, когда-нибудь на театральной сцене.

 

 

А КТО ТАКОЙ ГОГОЛЬ?

Он – оченьсложный, совсем не нормальный человек. Он и не мог быть нормальным. Как и все гении: они не в себе в хорошем смысле.

 

ЧЕРЕЗ КАКИЕ ПОСТУПКИ СТАЛ ПОНЯТЕН ГОГОЛЬ?

Представьте, человек берет и что-то сжигает… Меня это очень зацепило и держит до сих пор. Как это – сжечь что-то самое дорогое? Вот ты берешь какую-то очень дорогую тебе вещь, например, письмо, фотографию или сценарий, который сам лично написал, со своими пометками,– и сжигаешь ее. Я не понимаю, как это можно сделать. Это же что-то очень важное. По сути, все, что у него было: его мечты, фантазии, мысли, это – он сам. И вот он просто берет сам себя и сжигает. В этом и есть весь Гоголь, как мне кажется, он сжигал себя от своей неуверенности и страхов. В какой-то момент он их в себе преодолел, благодаря чему мы сейчас и знакомы с великим классиком Николаем Васильевичем Гоголем. Но понять это просто невозможно. Нам далеко не каждый день приходит мысль в принципе что-то разорвать или выбросить. А этот человек уничтожал свое что-то очень личное полностью. Конечно, это определяет очень много черт характера вместе со всем умом, болью и любовью, его внутренним миром, не дававшим покоя ему самому. Глупый и не талантливый человек не стал бы всего этого делать.

 

ВЫ РАССКАЗЫВАЛИ, ЧТО ВАМ КАК РАЗ ИНТЕРЕСНО ИГРАТЬ ЛЮДЕЙ НА ГРАНИ СУМАСШЕСТВИЯ, НО ПРИ ЭТОМ КАК АКТЕРУ, КОНТРОЛИРУЮЩЕМУ СВОЕ СОСТОЯНИЕ.

Да, это как раз тот случай. Это очень интересная степень такой сильной слабости. Когда мы видим перед собой слабого человека, но совершающего такие поступки ради какой-то вселенской миссии, ради чести. В «Гоголе» есть такие моменты, особенно под конец, не буду спойлерить, где ты понимаешь, какие человеческие качества пробираются из него наружу. Это такая запутанность – вродеслабый человек перед тобой, но странный, какой-то психопатический, у него постоянный «нервный глаз», тем не менее все его поступки логичны и оправданы. Он честен и со зрителем, и с нами, и сам с собой. Он варится в своих страхах и пытается преодолеть их. Он – не простой герой, он сам движет и себя, и всю историю.

 

А НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МОЖЕТ САМ БЫТЬ ТЕМ САМЫМ БЕССЕРДЕЧНЫМ И ЖЕСТОКИМ УБИЙЦЕЙ В «ГОГОЛЕ»?

Конечно. После первой части можно будет подумать на каждого, в том числе и на Гоголя. Никто не знает, что произойдет дальше и как повернется сюжет. «Гоголь» — это детектив, со смешением мистики и приключений, но прежде всего зрителям надо попытаться понять, что там творится, что там произошло. Это дико интересно. Я не завидую тем, кто подсядет на «Гоголя» (я бы сам точно подсел!) и будет томиться в ожидании новой части кино.


Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE