Наша история. «Арсенальная» — самая глубокая станция метро в мире

 

Существует множество станций метро, которые удивляют своими архитектурными или дизайнерскими решениями. Некоторые из них настолько красивы или у них такая интересная история, что туда водят экскурсии. Но лишь одна из них может похвастаться титулом самой глубокой, и находится она в Киеве. Это «Арсенальная», которая расположена на глубине 105 метров! Ее построили еще в далеком 1960 году, однако это не помешало строителям применить уникальную для того времени технологию. Об истории и тайне самой глубокой станции метро читайте в нашей исторической рубрике.

 

В мае 1935 года в Москве открывают первый советский метрополитен: тринадцать станций, которые построили ударными темпами всего лишь за четыре года! Отечественные инженеры фактически с нуля смогли разработать уникальную технологию, которая затем применялась и в других городах СССР. Полученный опыт показал — при желании советский человек может все.

 

Потом метрополитен появляется в Ленинграде, и лишь в 1960 году — в Киеве. Планировалось, что подземные поезда в столице Украины начнут ездить гораздо раньше, но планам помешала длительная и изнурительная для экономики война. Как только город освободили от оккупантов и еще отстраивали из руин, руководство Советского Союза приняло решение о запуске в украинской столице нового вида транспорта.

 

 

Стройка столетия началась в 1949 году. Тогда из центральной части города принялись прокладывать подземные тоннели. Работы продолжались целых одиннадцать лет! Для этого в Украину отправляли лучших инженеров со всего Союза. И если с первыми станциями метро проблем не было никаких, то над «Арсенальной» специалистам довелось поразмышлять не один день. Дело в том, что из-за сложного рельефа (очень высокий берег Днепра) строителям пришлось дойти до рекордной отметки в 105 метров! Поэтому один только спуск по эскалаторам занимает около пяти минут.

 

Но поражает не столько глубина, сколько инженерная изобретательность. Что делать, если таких длинных эскалаторов просто не существует? Строители долго думали и наконец предложили на первый взгляд нереальный план — разбить спуск на две части, а между ними соорудить промежуточный вестибюль.

 

 

Но тогда возник другой вопрос: как между двумя вырытыми котлованами, глубоко под землей разместить строителей, которые могли бы его создать? И тогда снова появилось революционное решение. Вестибюль решили построить на поверхности, а под землю его опустили уже готовым. Такого раньше никто в мире не делал.

 

Итак, снаружи было сооружено огромное кольцо, которое в народе сразу же прозвали стаканом. У него был бетонный купол, и весило оно более трех тысяч тонн! Снизу конструкция опиралась на острые края, которые самостоятельно врезались в землю по мере того, как специальная техника выбирала из-под нее грунт.

 

Интересно, что для облегчения работы землю вокруг заморозили. Для этого через сотни мини-скважин работники в большом количестве заливали хлорид кальция. А в это время внутри кольца работал экскаватор, который выбрасывал землю через специальные отверстия. 

 

В результате весь процесс спуска вестибюля занял четыре месяца. Но потраченные усилия не были напрасными. Киевляне не только получили еще одну станцию метрополитена, но и побили мировой рекорд!

 

Самые глубокие станции метро:

 

 

«Арсенальная» (Киев, Украина) — 105 метров.

 

«Пухунг» (Пхеньян, КНДР) — около 100 метров. Есть данные, что именно эта станция — самая глубокая в мире, однако подтвердить или опровергнуть их невозможно из-за того, что КНДР — очень закрытая страна.

 

«Адмиралтейская» (Санкт-Петербург, Россия). Глубина ее, по разным данным, — 102 или 86 метров, в зависимости от того, как считать (поэтому в списке она стоит после пхеньянской «Пухунг»).

 

«Парк Победы» (Москва, Россия) — 84 метра.

 

«Вашингтон Парк» (Портленд, США) — 79 метров.

Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE