Советская автолегенда. Грузовик АМО-Ф-15

 

Грузовик АМО-Ф-15 считается пионером советской автомобильной промышленности. Первые десять таких автомобилей выпустили к 7 ноября 1942 года — годовщине Великого Октября. Их собирали на московском автомобильном заводе (теперь ЗИЛ), а за основу взяли итальянский грузовик Fiat 15 Ter. При этом в конструкцию машины советские инженеры внесли несколько существенных изменений.

 

На европейского производителя в СССР ориентировались не случайно. В Италии 1,5-тонные грузовики начали выпускать еще в 1912 году. В основном они предназначались для эксплуатации в тропических условиях Африки. Вскоре началась Первая мировая война, и российской армии требовалось не менее 10 тысяч автомобилей ежегодно. Сначала правительство покупало их у союзников и делало ставку на компактные и простые в эксплуатации Fiat 15 Ter.

 

Разумеется, средства на закупку техники шли немалые. Поэтому вскоре руководство страны принимает решение о строительстве собственных заводов, один из которых планировали создать в Москве. Это дело продвигалось не слишком быстро. Предприятие в Белокаменной запустили только в марте 1917 года. Сначала там собирали грузовики, детали для которых полностью поставляли из Италии. Затем целых пять лет на АМО восстанавливали поломанные и сваленные в кучу американские «Уайты». Когда же заводские инженеры набрались опыта, они поставили перед собой амбициозный план — собирать автомобили исключительно из отечественных комплектующих.

 

К производству собственного грузовика на заводе приступили в январе 1924 года. Специалисты опирались на полученную из Италии документацию и два экземпляра Fiat 15 Ter, которые были взяты за эталонный образец. Соответствующего оборудования не было, и множество операций проводили вручную. Скажем, сначала в стальной плите высверливали и зубилом вырубали что-то похожее на коленвал, а уже потом с большими хитростями обтачивали заготовку на токарном станке, превращая в готовое изделие. Сборку первого автомобиля закончили поздней ночью. Кто-то сел за руль и, не скрывая эмоций, проехался по территории предприятия. Машина была далекой от совершенства, тем не менее она все-таки ехала, и это было главным!

 

7 ноября 1924 года десять АМО-Ф-15, покрашенные в красный цвет, приняли участие в пролетарской демонстрации на Красной площади. Уже на следующий день три из них отправились в первый советский автопробег, маршрут которого имел протяженность две тысячи километров и пролегал через такие города: Москва — Тверь — Вышний Волочек — Новгород — Ленинград — Луга — Витебск — Смоленск — Рославль — Москва. Намеченное расстояние все автомобили прошли без поломок за 62 часа 29 минут. Их средняя скорость составляла 32 км/ч. И с марта 1925 года на заводе начинается серийное изготовление этих автомобилей.

 

Интересно, что мощность двигателя первого советского грузовика составляла 35 лошадиных сил при 1400 оборотах в минуту, а расход топлива — 20 литров на 100 километров. Максимальная скорость этого автомобиля была 50 километров в час.

Читайте на эту же тему:

система комментирования CACKLE